Суббота, 18.05.2024, 16:03
Музыкальное сообщество
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Муз.-Жизнь » Муз. жизнь за Самарой

Тяжелый Металл из России
На протяжении 70-х годов, когда в Европе пышным цветом расцветало древо рок-музыки во всем его многообразии стилей, в России развитие тяжелых стилистических направлений и хард-рока, в частности, было затруднено из-за неудовлетворительного качества технических средств, недостаточно высокого исполнительского уровня музыкантов. Особенности композиции, музыкально-выразительных средств, технических приемов хард-рока были сложны для отечественных рок-музыкантов того периода. Поэтому творчество некоторых коллективов не выходило за рамки копирования наиболее любимых в России групп: Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath. Другой причиной может быть названо подпольное положение рок-музыки, ее неприятие властями и широкой общественностью. В отличие от хард-рока, металл получил в нашей стране большее развитие и большую популярность.

Хэви-метал окончательно оформился на Западе к 80-м годам. Практически сразу образовалось огромное количество коллективов, развивающих новое звучание, а также своего рода копии наиболее популярных групп того времени: AC/DC, Iron Maiden, Metallica и т.д. Волна популярности этого направления нашла свое отражение и в России. Возникло большое количество групп, играющих кавер-версии западных коллективов. Например, EST (название этой группы некоторые критики расшифровывают как “Электро-судорожная терапия”), которая считается русской копией американской группы Guns’n’Roses, или «Интеграл», созданной Бари Алибасовым и копирующей стиль английской группы Iron Maiden. В первой половине 80-х годов образовались ставшие в будущем ведущими хэви-металлические группы: «Черный кофе», «Легион», «Черный Обелиск», «Мастер», «Ария». Эти группы пытались по-своему развивать пришедшую с Запада стилистику. Группа «Ария» до сих пор не может избавиться от лейбла русский Iron Maiden, полученного во время гастролей в Германии.

Социальная атмосфера и политико-экономические условия в России 80-х (ухудшение жизни внутри страны, начало войны в Афганистане, гонка вооружений и многое другое) стали фоном молодежной активности. Многие запреты оставались в силе, но власти уже не могли жестко контролировать сложившуюся ситуацию, особенно в общественной жизни. На этом фоне молодежные объединения получали дополнительные возможности, вступая в острый конфликт с традиционными ценностями общества. Недовольство советской действительностью, по словам А.Козлова (см. его книгу «Рок: истоки и развитие» М. 1998), выражалось в нарочитой агрессивности и примитивности рок-музыки. Для обычного советского человека среднего возраста, и для властей также, обозленный образ металлиста напрямую ассоциировался с хулиганами, фашистами и садистами. Этому способствовал и образ так называемых «рокеров», молодых людей, слушавших, как правило, тяжелый рок и разъезжавших ночью по городу на мотоциклах без глушителя. Чаще всего такие ночные приключения сопровождались шумом, битьем окон и пьянством.

Молодежная среда, которая 10 лет назад (то есть в 70-х годах) отличавшаяся большей однородностью в социо-культурном смысле, распалась на множество группировок. Музыкальные предпочтения стали своего рода визитными карточками той или иной группы молодежи. Иными словами, вокруг определенного стилистического направления образовывались достаточно автономные сообщества. В 80-е годы молодые рабочие и учащиеся ПТУ сделали музыку хэви-метал основой синкретического мироощущения, развивая эстетику агрессивности.

С началом гласности и перестройки эта группа металлистов довольно громко заявила о себе в средствах массовой информации, значительно увеличив тем самым свою численность. Одной из главных целей было заявить о своем существовании, а для этого общество следовало удивить, поразить, повергнуть в ужас, на что рассчитаны одежда, манеры поведения, слэнг, употребление алкоголя и наркотиков, а также и музыка. «Часто все ограничивалось эксцентричностью поведения и резким нарушением норм общественной морали, интересами вокруг секса, тусовок, музыки и наркотиков», пишут социологи Бобахо и Ивикова в статье «Ценностные ориентации молодежных субкультур» (см. сборник трудов «Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы», вып.4, Барнаул, 1995, с. 257). Практически после каждого концерта тяжелой музыки аудитория оставляла за собой поломанные стулья, апаратуру, битые лампочки и грязь (чаще всего это почему-то припоминают группе «Коррозия металла»). По мнению многих исследователей, эта среда сформировала «контр-культурную ценностную ориентацию, высшим принципом которой является принцип удовольствия» (там же). Как утверждает Л. Ионин в работе «Социология культуры», практически все современные российские контр-группы появились в результате «плагиата» образа жизни с западных аналогов. Лишенная свободы самовыражения в период социализма российская молодежь при первой же возможности открытия каналов культурного обмена с Западом кинулась впитывать в себя все новое и необычное, стремясь разрушить «старую», отжившую свое «культуру как опору традиции и главное препятствие на пути в будущее человечества» (Ионин Л.Г. Социология культуры. 2-е изд., М: Логос, 1998, с.12). Причем перенималась в основном внешняя сторона, то есть стиль одежды, поведения, сленг. Но так или иначе, образование многих таких объединений, и металлистов также, представляет собой попытку заменить одну нормативно-ценностную систему другой, освободиться от навязанных внешним миром правил и найти в новом субкультурном образовании подобие самоосознанного бытия.

На протяжении 80-х годов интерес к тяжелому металлу постоянно поддерживался. Группы принимали активное участие в рок-фестивалях, среди которых можно назвать «Рок-панораму», «Литуанику» (1986). Помимо расцвета стадионных концертов, период 88-90 годов связан с сильным ослаблением контроля за искусством, концом войны в Афганистане, падением Берлинской стены. Группа «Ария», кстати, активно гастролировала в этот период по Европе. Во второй половине 80-х СМИ внимательно освещали состояние тяжелого метала в России и на Западе. К началу 90-х годов выходило в свет огромное количество специализированных изданий: «Рок-Сити», «Зараза», «Трах» и т.д. На радиостанциях существовали передачи, посвященные тяжелому металлу: «Марш Бросок», «Рок Наряд» (радио «Юность»), «Рок-интенсив» (радио «Россия»), «Кузница» (радио «101») и на других радиостанциях (SNC). По телевидению также шли передачи «Нержавеечка», «Ржавые провода», «Зеленый коридор» (на канале Super Chanel).

На протяжении 90-х годов образ металлиста и сама музыка постепенно перестает пугать и раздражать общественность. В середине 90-х годов прекратили вещание многие радио- и телепередачи. Интенсивность концертной деятельности металлических групп оставалась прежней, но концерты все реже проходили на стадионах. К настоящему времени металл остается популярным в достаточно узкой среде поклонников.

К сожалению, в России трудно говорить о существовании супер-групп, исполняющих металл и имеющих большой коммерческий успех. Самой авторитетной группой, пожалуй, можно назвать «Арию», которая активно гастролирует по России. Кроме того, выступают «Корозия Металла», «Мастер», «Легион». Если говорить об экономическом вопросе, то творчество даже давно существующих групп зависит от сборов с концертов. С выпущенных дисков практически невозможно получить доход, в связи с широко развитой “пиратской деятельностью”.

В настоящее время образовываются достаточно много групп, развивающих то или иное стилистическое ответвление металла. Вслед за всплеском интереса к блэк-метал на Западе, в России возникло множество подобных групп: «Анубис», «Баттерфляй Тэмпл», «Валгалла» (г. Свердловск), «Эдельвейс», «Демоны», «Мерлин». Развиваются также стили спид-метал и пауэр-метал (Archonthes, Catharsis, Shadow Host). Встречаются группы, работающие в стилистике хард-н-хэви, для которых важны эксперименты с внешним видом. Активно привлекаются в состав группы девушки. Примечательно то, что большая часть групп исполняют свои композиции на английском языке. Тексты песен посвящены темам любви, преимущественно несчастной, фантастическим образам (в первую очередь связанные с книгами Толкиена), иногда заимствованным из языческой скандинавской мифологии.

В отношении музыкально-выразительных средств для внесения разнообразия в уже сложившееся звучание привлекаются инструменты симфонического оркестра: труба, саксофон, скрипки, флейты. Огромная роль принадлежит клавишным, что отвечает поискам многих западных музыкантов соединить звучание симфонического оркестра и жесткого металлического саунда. Традиция концертов для группы с симфоническим оркестром (Deep Purple, Scorpions, Metallica) была подхвачена и группой «Ария». Следует отметить, что для многих музыкантов игра в группе является хобби. Многие из них имеют высшее образование, некоторые получили начальное музыкальное образование. Имея постоянный заработок, музыканты не стремятся получить признание на официальной сцене и играют для удовольствия в рок-клубах своего города. В клубах часто проводятся мини-фестивали, например, «Alive-fest», «Железный Занавес» в Москве, в которых участвуют 3 – 4 группы. Аудитория поклонников достаточно малочисленна и состоит чаще всего из друзей и знакомых. Концерты начинающих групп в этой связи становятся причиной для того, чтобы собраться вместе. Слушание музыки в условиях концертной ситуации отходит при этом на второй план.

Интересы музыкантов и поклонников прежде всего связаны с новинками западного металла. Часто можно столкнуться со скептическим отношением к русскому металлу и русскому року вообще. Многочисленные издания, видимо, чувствуя такие настроения, публикуют переводные статьи об истории и последних релизах западных групп, очень мало внимания уделяя отечественным. Многие группы включают в свои репертуар кавер-версии популярных западных песен и наиболее известные композиции знаменитых металлических групп. Собственный стиль и саунд эти группы стремятся максимально приблизить к музыке той или тех групп, которые выбраны исполнителями за эталон Но, в то же время, музыканты пытаются создать собственную концепцию творчества, по их мнению, более адекватно отвечающую российским реалиям.
Категория: Муз. жизнь за Самарой | Добавил: muztorg (25.01.2008)
Просмотров: 2558 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта

Категории каталога
Муз. жизнь в Самаре [1]
Здесь будут публиковаться статьи про жизнь музыкантов Самарской области
Муз. жизнь за Самарой [1]
Здесь будут публиковаться статьи про жизнь музыкантов за пределами Самарской области

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20

Статистика

 
Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz